Skip to main content

[ОПРОС] Операционная эффективность сотрудников и компании

Насколько вы готовы к измерению и оценке уровня операционной эффективности деятельности ваших сотрудников и процессов вашей организации?

Целью опроса являлся сбор мнения рынка по вопросу мониторинга и анализа показателей операционной эффективности деятельности сотрудников и компаний в целом.

То, что опрос стоит провести, мы поняли в начале апреля, когда сразу несколько наших клиентов попросили автоматизировать процесс оценки эффективности в рамках действующих систем мониторинга.

Дополнительным драйвером опроса стало желание понять, как повлиял на операционную эффективность перевод сотрудников на удалённый режим работы.

В экспресс-опросе приняли участие представители 69 частных компаний и государственных организаций. Участие в опросе могли принять любые сотрудники, независимо от роли и должности в организации. Тем не менее, более 80% респондентов относится к руководству компаний, управляет ИТ или подразделениями информационной безопасности. 


Оценка степени прозрачности удалённой работы сотрудников

У большинства опрошенных степень прозрачности – [Высокая] (43.5%). К ответу полагалось пояснение: этот уровень характеризуется наличием формальных параметров, которые оперативно отслеживаются.

Как [Среднюю] степень прозрачности оценили ещё 42% респондентов. Такие компании по косвенным признакам способны понять, что что-то делается. 

Как «чёрный ящик» ситуацию с удалённой работой воспринимает чуть больше 10% опрошенных: работа идёт, но что там внутри – непонятно. Эта степень прозрачности удалённой работы на диаграмме отмечена, как [Низкая].

Вывод обнадёживающий, и объяснимый: мониторить удалёнку умеют! Почти 50% опрошенных – компании, причисляющие себя к высоким технологиям. Для них переход на удалённый режим не представлял собой проблем в техническом плане, и они не потеряли сотрудников с радаров. В остальных секторах о проблеме непрозрачности сообщили около 20% сотрудников. 


Как измеряется эффективность работы сотрудников в организации?

Наибольший процент участников опроса выбрал вариант ответа на этот вопрос «Внедрены KPI/SLA, которые оперативно отслеживаем» (47.8%).

Примерно у трети опрошенных разработаны некоторые процедуры оценки эффективности, но это больше теория. На диаграмме этот сектор назван [На бумаге] и занимает 31.3%.

Ещё 20.9% компаний оценивают эффективность [Субъективно].


Динамика изменения бизнес-процессов

Имея такую позитивную картину с введёнными и оперативно отслеживаемыми показателями KPI/SLA, очень интересно посмотреть, а насколько неизменны сами контролируемые бизнес-процессы? Ответ на вопрос «Как часто у вас меняются бизнес-процессы?» придаст нашему анализу практическую ценность. 

Вариант [Постоянно], который раскрывался в «Постоянно подтачиваем каждый процесс, чтобы был как можно эффективнее», был выбран в 26% случаев. А еще в 32% респонденты признались, что [Часто] меняют бизнес-процессы именно сейчас, под воздействием внешних факторов. Хочешь жить, умей вертеться, так сказать.

[Неизменно] на горизонте пяти лет стратегического планирования свои бизнес-процессы видят 19% опрошенных. А 23% не могут сказать, как часто у них бизнес-процессы меняются [N/A], т.к. бизнес-процессы они в голове! 

Ниже в диаграмме наглядно показано, как формируются ответы на этот вопрос из тех, кто пользуется KPI/SLA, имеет только теоретическую методику оценки эффективности или рассчитывает эффективность субъективно.

Вот тут стоит задуматься над возможностью работы системы оценки эффективности на базе KPI/SLA в условиях динамически меняющихся бизнес-процессов.

Только в 7% случаев, выбранный вариант оценки операционной эффективности на базе KPI/SLA применяется в компаниях со стабильными неизменными бизнес-процессами.  В 62.5% для оценки эффективности по KPI/SLA недостаточно измерять значения этих показателей. Сами показатели необходимо ИЗМЕНЯТЬ с той же скоростью, с которой меняются бизнес-процессы! 


Мониторинг действий сотрудников

Самый провокационный вопрос в нашем небольшом исследовании был «Готовы ли вы мониторить действия сотрудников?»  Варианты ответа были такие: [Конечно] —  всеми доступными средствами: DLP, SIEM, UBA, что там у вас ещё есть? [Да] — только тот минимум, который требуется для понимания общей картины. [Метрики] — нам важно их не напугать, при этом обязательно собрать метрики эффективности. [Нет] — как они делают работу – их дело, нужно на результат смотреть.

И самый популярный ответ — [Нет]

Большинство участников опроса усвоили практику российского рынка: система мониторинга действий сотрудников воспринимается, как система слежки за ними. Использовать такой мониторинг данные респонденты не готовы. В том числе для анализа эффективности. Нужно менять подход.


Автоматизация оценки операционной эффективности

Кроме опасения тотальной слежки над сотрудниками, 69% респондентов всё же признают, что часть данных по корпоративной активности пользователей могла бы помочь оценить их производительность и эффективность тех бизнес-процессов, в которых они задействованы.

Мы сделали предположение, что методологически можно было бы уйти от столь психологически неприятного режима тотальной слежки и заменить его сбором мета-информации по корпоративным транзакциям в рамках профилирования действий пользователей. И без анализа их переписки, звонков и прочего слежения за контентом сотрудника.

для того, чтобы понять, насколько это применимо для участников нашего опроса, мы задали такой вопрос: «Насколько действия сотрудников вашей организации подлежат профилированию?»

Есть регламенты и действия сотрудников строго типизированы у 20.3% опрошенных. Для таких компаний построение профилей – дело техники. У подавляющего большинства компаний, принявших участие в опросе (63.8%), можно выделить общие для определенных групп сотрудников действия, роли в процессах. И только у 15.9% опрошенных компаний задачи и роли сотрудников находятся в постоянной динамике, операций для профилирования нет в принципе.

На вопрос «Актуален ли вопрос автоматизированной оценки операционной эффективности?» наши респонденты подтвердили востребованность подобного класса решений.

[Да] — на уровне компании в целом, по подразделениям и сотрудникам в частности, ответили 37.7% опрошенных. [Сначала методология] будет проработана, а потом только автоматизацией планируют заниматься 18.8% компаний. [После модернизации БП] — автоматизировать оценку эффективности после изменения бизнес-процессов планируют ещё 11.6% организаций. Ответ [Не актуально], т.к. слишком далекая задача на текущем уровне развития и выделения денег актуален для 31.9% компаний.

Наш опрос подтвердил высокую востребованность технических решений, позволяющих осуществлять автоматизированную оценку операционной эффективности организации в целом и отдельных сотрудников в частности. Переход бизнеса на удалёнку затруднил решение этой задачи и, одновременно с этим, повысил приоритет и срочность её решения. 


Материалы по теме

Smart Monitor, UBA, Опрос, Эффективность